"Дети портят отношения", Театр им. Маяковского, 26.01.2012
«Дети портят отношения» в постановке того самого Семена Стругачева из «Особенностей национальной охоты» нам охарактеризовали очень емко: «Да, г***, но уржешься». Одним словом, если и были ожидания, то ожидания именно смеха без какой-либо трудной мысли.
Состав:
Эдмонд Фонтаж – Семен Стругачев
Анриетта Фонтанж – Валерия Забегаева (так же в другом составе играет Галина Беляева)
Полина, сестра Анриетты – Татьяна Аугшкап (так же в другом составе играет Ольга Прокофьева)
Кристиана Фонтанж, его дочь – Дарья Хорошилова (так же в другом составе играет Елена Никитина)
Жак, его сын, 18 лет – Всеволод Макаров
Огюстен, его секретарь – Алексей Фатеев (так же в другом составе играет Виталий Гребенников)
Гамбье, его компаньон – Игорь Евтушенко (так же в другом составе играет Игорь Марычев)
Лулу, любовница Жака и Гамбье – Юлия Самойленко (так же в другом составе играет Анна Багмет)
Создатели:
Режиссура и сценография – Семен Стругачев
Композитор – Марк Левянт
Хореограф – Анатолий Кулаков
Художник по свету – Геннадий Бирюшов
Помощник режиссера – Валентина Вильдан
Жан Летраз «Дети портят отношения»
Спектакль этот посвящен, как ни странно, отношениям отцов и детей, но не под привычным философским углом, а под вполне юмористическим. Детишки вовсе не пытаются ломать сложившийся уклад жизни, они приспосабливаются к нему, в его рамках пытаясь добиться поставленных целей. У младшего из детей (Всеволод Макаров) главного героя предпринимателя-мыловара Эдмонда Фонтажа (Семен Стругачев) вдруг обнаруживается ребенок от некоей девицы Лулу (Юлия Самойленко) – эффектной барышни-хищницы из дома моделей. Рассказать отцу никоим образом невозможно – это же человек властный, мало ли, прибьет еще. А сам Жак (этот непутевый отпрыск) по натуре своей довольно пуглив и недалек. К его счастью, в этот момент домой из Швейцарии возвращается его старшая сестра Кристиана (Дарья Хорошилова), которую отец отправлял туда, чтобы она забыла секретаря Эдмонда Огюстена (Алексей Фатеев). Проблема в том, что без Огюстена Эдмонд как без рук, и услать дочку проще, чем уволить секретаря. Как водится, девица любимого не забыла. И вот ее младший брат рассказывает ей о Крошке. У Кристианы – барышни весьма бойкой – тут же зарождается план: она называет Крошку своим ребенком, рожденным в Швейцарии от Огюстена. Кристиана надеется, что теперь у Эдмонда не будет шансов, и он позволит им с Огюстеном пожениться. Сам же Эдмонд хочет выдать дочь замуж за своего компаньона голубоватых повадок Гамбье (Игорь Евтушенко), тот же хочет свою долю акций продать, так что для Эдмонда это единственный шанс сохранить компанию. И начинается комедия о том, как дети пытаются добиться своих целей, а родители своих. А в центре действия – ребенок.
Спектакль сделан в стиле скорее сериалов-ситкомов, с ярко выраженными повадками и характерами главных героев. Колоритный глава семейства и его разношерстные родственники. Плюс не менее колоритные герои второго плана. Весь спектакль построен на шутках, действиях быстрых и будто случайных, в этих шутках есть какая-то доброта, они заставляют именно расслабиться, на 3 часа забыть о своих проблемах. В спектакле не поднимаются какие-то остро актуальные общественные вопросы. Нет, все вопросы здесь скорее общечеловеческие, отношения главных героев добрые и светлые. У каждого персонажа есть какая-то фишка, хотя главная, безусловно, у Семена Стругачева: «И…сюда!!!!!!», которую он употребляет с завидным постоянством по отношению ко всем членам семьи. Заставляет в связи с этим улыбнуться момент во втором акте, когда это выражение употребляет Жак, а Эдмонд говорит: «Это моя мулька!» Плюс забавно так же у Эдмонда получается такое жалобное «ой», когда он узнает очередные неприятные известия. Вообще весь спектакль похож скорее на бенефис народного артиста, хотя остальные актеры тоже яркие и профессиональные. Но Стругачев буквально лучится, играет с видимым удовольствием и радостью.
Юмор, как я уже говорила выше, ситуационный, игра актеров тоже похожа на игру в сериале вроде «Счастливы вместе» с явным преувеличением эмоций и действий. Если сынок туповат, то он просто туп откровенно, хоть и обаятелен он, если дочка бойкая, то она еще и разговорчивая, и энергичная донельзя. Есть еще две кумушки – жена Эдмонда Анриетта (Валерия Забегаева) и ее сестра Полина (Татьяна Аугшкап), которая в лучших традициях жанра старая дева, которая из принципа хочет подложить Эдмонду свинью, как заправская теща. Эта парочка в начале спектакля практически неразлучна, однако во втором акте Полина обретает свое лицо, ее персонаж уже не является таким проходным. В целом же эти два персонажа мне не понравились, не люблю подобные образы вообще.
Кроме шуток, в спектакле очень много музыки и танцев. Причем в исполнении актеров. Грустно, для меня это стало неприятной неожиданностью, но во всех песнях, а их довольно много, используется фонограмма. Актеры сами не поют. Хорошо хоть фонограмма с их голосами. Зато двигаются неплохо. В спектакле звучит песня, написанная самим Стругачевым, авторство остальных песен неизвестно. Иногда появляются и известные мелодии, например, в какой-то момент звучит «Кострома». Музыкальных номеров очень много для драматического спектакля, они оправданны, не поспоришь. Каждый обставлен в соответствии с ситуацией: если это появление Лулу, то это практически кабаре, героиня ведет себя как звезда, если это просто песенка семьи, то и поведение героев соответствует.
Декорации сцены – пара диванной на разных ее концах, странное сооружение с двумя лестницами, ведущими наверх. Все выглядит довольно теплым и домашним: этакий дом достаточно обеспеченного человека, его теплой и любящей семьи, пусть и со своими тараканами. Пожалуй, именно тараканами, а не скелетами в шкафу. Герои мило ошибаются, весело придумывают. При этом за время спектакля они меняются: от беззаботных героев они приходят к героям повзрослевшим, готовым взять на себя ответственность за крошку. И вот уже конструкция превращается в дом Полины, которая ребенка забирает. Везде развешано белье, а ребенок, как магнит, притягивает абсолютно всех персонажей, которые успели его полюбить. Вот они уже и сами вертят, что ребенок – их, не хотят отдавать. В Эдмонде просыпается желание дедушки возиться с внуком, Жак испытывает странные чувства желания внимания и желания заботы о ребенке. Огюстен с Кристианой просто к ребенку привязываются. И вот мы видим стирающего пеленки Огюстена, Полину, готовую платить огромные деньги, чтобы о ребенке заботились. Эдмонд приходит – он увешан подарками для Крошки. Весь мир начинает вокруг ребенка крутить. Всем уже по большей части все равно, чей он.
Странно получается: в начале герои говорят, что дети портят отношения. Но в конце ребенок служит объединяющим звеном. Ребенок заставляет всех любить. Не себя, не беззаботно любить другого, а любить того, кто полностью зависим от них. В конце логично оказывается, что ребенок не от Жака (но это ясно с первой сцены), а от Гамбье. Но вся семья Крошку дружно не отдает. И потому что уже привязались, и потому что на него оказываются переписаны акции Гамбье. Ребенок неожиданно помогает семье вновь сблизиться, а не существовать отдельно друг от друга, помогает всем найти свое счастье. В конце спектакля с потолка падают мыльные шары и конфетти, как знак новой счастливой жизни. Мыльные пузыри как счастье ребенка, конфетти – как радость для взрослых. Все счастливы.
Из актеров, безусловно, нужно отметить Семена Стругачева. Это – его бенефис, как я уже говорила. Однако он не сам по себе, он все время во взаимодействии с партнерами по сцене, он – часть действия, связующее звено. Он скрепляет спектакль, ему обязаны львиной долей действительно смешных шуток. Еще мне очень понравился исполнитель роли Жака Всеволод Макаров. Его герой так обаятельно недалек, так мило забавен…Приятно смотреть. Но это не значит, что остальные хуже. Актерский состав очень сильный, здесь нет слабых звеньев. Интересно было бы посмотреть на Ольгу Прокофьеву в роли Полины, но не в этот раз.
И, тем не менее, я не могу сказать, что спектакль мне безумно понравился. Он из тех, на которые ходят развлечься. Хорошая, качественная комедия. Но она не заставляет подумать, попереживать. Она оставляет такой легкий след на душе, но этот след, это воспоминание быстро сотрется. Сотрется более сильными и глубокими вещами. Так что могу советовать как развлечение! В этом качестве спектакль великолепен.
Отзыв из моего свежезаведенного ЖЖ: http://nadezda-karpova.livejournal.com/770.html