"проспект бразилии" что проспект сахарова
вам повезло больше, если по жизни вы, как правило, сходитесь с большинством. тогда ваши потребности учитываются старательней. если вы в меньшинстве - то будете получать лишь декларации о том, что с вами считаются. на большом телевидении это касается всех категорий меньшинств подряд. другое дело, что причины ущемить их бывают разными: от политических, когда оппозиционных кандидатов загоняют в резервации "дебатов", а кандидаты от власти свободно маршируют по всей эфирной сетке, до сугубо экономических, когда удовлетворять потребности любителей какого-нибудь артхауса просто невыгодно: нет достойного рейтинга. и только летом, когда наступает время тотальных отпусков, телевидение в порядке эксперимента решает бросить несколько косточек представителям разного рода тв-меньшинств. лично я поймала одну из таких костей, которая в начале июня вылетела с кнопки "первого канала".
только представьте общее изумление, когда в его эфире вдруг пошли анонсы нового бразильского сериала "проспект бразилии", в которых телезрители обнаружили своих старых знакомых - лукаса и мэл из "клона", жуку из "последней жертвы", сандру из "вавилонской башни"... ведь давно прошли те времена, когда по "первому" новый бразильский сериал транслировался каждый год. "хозяйка судьбы", вышедшая в 2005-м, - это было последнее бразильское "мыло", которое перепало аудитории "первого".
покупать его дальше стало невыгодно. начался бум российских сериалов. это была, с одной стороны, "поддержка отечественного производителя", а с другой стороны - выигрышный тип вложения по части рейтингов: потребителей российского "мыла" стало больше, чем бразильского.
восемь лет аудитория "первого канала" жила за железным занавесом по отношению к латиноамериканским сериалам. и вдруг его вздумали приподнять. может быть, потому, что "проспект бразилии" оказался самым коммерчески успешным в истории бразильского тв. его уже купили десятки стран, и никто, как я понимаю, не жаловался. но ведь до сих пор те же мотивы не работали? скажем, другой бразильский сериал, "дороги индии", тоже получил международное признание, он удостоился премии "эмми" телеакадемии, однако в россии его увидела только скромная аудитория канала "домашний"...
как бы то ни было, "первый канал" решил рискнуть, и маленькая, но верная группа фанатов бразильских сериалов впилась в содержимое нового "мыла".
что же мы там обнаружили через годы воздержания? во-первых, выяснилось, что бразильские сериалы продолжают держать тренд на сохранность нервов и психики своей аудитории. если положительные герои попадают в тюрьму - то ненадолго. если их грабят - то не подчистую. так было и раньше. но теперь они еще и не страдают в несчастном браке, куда их завлекли обманным путем! в знаменитом "клоне", вышедшем на экраны рф в 2004-м, жади с лукасом 20 (!) лет маялись в семьях с нелюбимыми мужьями и женами. а тут? главная злодейка сериала на пару с любовником облапошивает своего мужа-недотепу, фактически сводит его в могилу, обирает свою крохотную падчерицу, отправляет ее жить на свалку, а сама выходит замуж за богатого футболиста посредством задуривания его футбольной головы. мало того, она и любовничка своего пристраивает в эту же богатенькую семью, женив на сестре футболиста. и 13 (!) лет живет с ними обоими! но главное, что футболист мало того, что не подозревает об этом коварстве, так еще и любит ее и вполне доволен качеством семейного обслуживания, которое она ему предоставляет. кстати, когда этот же актер играл в "клоне" лукаса, страдающего в несчастном браке, мы его жалели. а теперь-то за что его жалеть? все могло быть хуже с такой-то злодейкой.
и даже когда маленькая падчерица становится большой и под видом кухарки проникает в дом злодейки, чтобы той отомстить, мы опять же не слишком горячо мечтаем, чтобы ее планы сбылись. во-первых, ради них она готова отказаться от самой большой любви своей жизни, обретенной, между прочим, на свалке.
во-вторых, эта самая положительная героиня оказалась еще хитрее злодейки и втерлась к той в доверие так, что злодейка стала любить ее, как родную дочь!
и вот опять же скажите, хотим ли мы злодейке зла? нет. муж с ней счастлив, падчерицу она теперь обожает. да еще и большая любовь этой падчерицы - на самом-то деле родной сын злодейки. просто падчерица, в отличие от телезрителей, пока об этом не подозревает.
одним словом, при просмотре этого сериала не приходится тратить даже те небольшие дозы нервов, которые уходили при просмотре предыдущих. красота.
и тем не менее даже у безмятежного бразильского сериала хеппи-энда может не случиться. вы не забыли, что в россии его аудитория - это меньшинство? в абсолютных цифрах ее объем, конечно, может произвести впечатление, но по отношению к другим проектам "первого" - это слезы. это рейтинг вокруг единицы. а голос единицы, как известно, тоньше писка. в эти минуты за нашим безмятежным телесмотрением зорко наблюдают тамошние аналитики. по их рекомендациям сериал уже подозрительно таскают по сетке туда-сюда. а если им совсем разонравится цифра, если они перестанут с ней мириться - могут прихлопнуть "проспект бразилии" в любую минуту. такие штуки уже происходили на других каналах со всякими там "белиссимо", и никакие протесты не помогали.
в этом смысле права сериальных меньшинств защищены даже хуже, чем права сексуальных. за тех хотя бы борются все, кто к ним не относится, а эти бьются за себя сами.
сериальное меньшинство гораздо уязвимее, чем меньшинство оппозиционное. оппозицию ненавидят, но с ней считаются. а над сериальными просто смеются и не воспринимают их проблемы всерьез.
по-хорошему каждый канал, запуская в эфир большой сериал, на который где-то когда-то уже пришла публика, должен заключать некий контракт со своей аудиторией: обязуемся показывать его до конца, до последнего зрителя. в противном случае зритель, который "подсел", должен получать что-то типа страховки - на случай преждевременного прерывания сериала. в конце концов, не его вина, что на него не повалил тот же вал, что в латинской америке. просчитать успех в сериальном деле вообще необычайно сложно, так что если не вышло - ошибка закупщиков не должна быть оплачена людскими страданиями, даже если глубины этих страданий большинству все равно не постичь.
источник: известия