"Проспект Бразилии" что проспект Сахарова
Вам повезло больше, если по жизни вы, как правило, сходитесь с большинством. Тогда ваши потребности учитываются старательней. Если вы в меньшинстве - то будете получать лишь декларации о том, что с вами считаются. На большом телевидении это касается всех категорий меньшинств подряд. Другое дело, что причины ущемить их бывают разными: от политических, когда оппозиционных кандидатов загоняют в резервации "дебатов", а кандидаты от власти свободно маршируют по всей эфирной сетке, до сугубо экономических, когда удовлетворять потребности любителей какого-нибудь артхауса просто невыгодно: нет достойного рейтинга. И только летом, когда наступает время тотальных отпусков, телевидение в порядке эксперимента решает бросить несколько косточек представителям разного рода ТВ-меньшинств. Лично я поймала одну из таких костей, которая в начале июня вылетела с кнопки "Первого канала".
Только представьте общее изумление, когда в его эфире вдруг пошли анонсы нового бразильского сериала "Проспект Бразилии", в которых телезрители обнаружили своих старых знакомых - Лукаса и Мэл из "Клона", Жуку из "Последней жертвы", Сандру из "Вавилонской башни"... Ведь давно прошли те времена, когда по "Первому" новый бразильский сериал транслировался каждый год. "Хозяйка судьбы", вышедшая в 2005-м, - это было последнее бразильское "мыло", которое перепало аудитории "Первого".
Покупать его дальше стало невыгодно. Начался бум российских сериалов. Это была, с одной стороны, "поддержка отечественного производителя", а с другой стороны - выигрышный тип вложения по части рейтингов: потребителей российского "мыла" стало больше, чем бразильского.
Восемь лет аудитория "Первого канала" жила за железным занавесом по отношению к латиноамериканским сериалам. И вдруг его вздумали приподнять. Может быть, потому, что "Проспект Бразилии" оказался самым коммерчески успешным в истории бразильского ТВ. Его уже купили десятки стран, и никто, как я понимаю, не жаловался. Но ведь до сих пор те же мотивы не работали? Скажем, другой бразильский сериал, "Дороги Индии", тоже получил международное признание, он удостоился премии "Эмми" телеакадемии, однако в России его увидела только скромная аудитория канала "Домашний"...
Как бы то ни было, "Первый канал" решил рискнуть, и маленькая, но верная группа фанатов бразильских сериалов впилась в содержимое нового "мыла".
Что же мы там обнаружили через годы воздержания? Во-первых, выяснилось, что бразильские сериалы продолжают держать тренд на сохранность нервов и психики своей аудитории. Если положительные герои попадают в тюрьму - то ненадолго. Если их грабят - то не подчистую. Так было и раньше. Но теперь они еще и не страдают в несчастном браке, куда их завлекли обманным путем! В знаменитом "Клоне", вышедшем на экраны РФ в 2004-м, Жади с Лукасом 20 (!) лет маялись в семьях с нелюбимыми мужьями и женами. А тут? Главная злодейка сериала на пару с любовником облапошивает своего мужа-недотепу, фактически сводит его в могилу, обирает свою крохотную падчерицу, отправляет ее жить на свалку, а сама выходит замуж за богатого футболиста посредством задуривания его футбольной головы. Мало того, она и любовничка своего пристраивает в эту же богатенькую семью, женив на сестре футболиста. И 13 (!) лет живет с ними обоими! Но главное, что футболист мало того, что не подозревает об этом коварстве, так еще и любит ее и вполне доволен качеством семейного обслуживания, которое она ему предоставляет. Кстати, когда этот же актер играл в "Клоне" Лукаса, страдающего в несчастном браке, мы его жалели. А теперь-то за что его жалеть? Все могло быть хуже с такой-то злодейкой.
И даже когда маленькая падчерица становится большой и под видом кухарки проникает в дом злодейки, чтобы той отомстить, мы опять же не слишком горячо мечтаем, чтобы ее планы сбылись. Во-первых, ради них она готова отказаться от самой большой любви своей жизни, обретенной, между прочим, на свалке.
Во-вторых, эта самая положительная героиня оказалась еще хитрее злодейки и втерлась к той в доверие так, что злодейка стала любить ее, как родную дочь!
И вот опять же скажите, хотим ли мы злодейке зла? Нет. Муж с ней счастлив, падчерицу она теперь обожает. Да еще и большая любовь этой падчерицы - на самом-то деле родной сын злодейки. Просто падчерица, в отличие от телезрителей, пока об этом не подозревает.
Одним словом, при просмотре этого сериала не приходится тратить даже те небольшие дозы нервов, которые уходили при просмотре предыдущих. Красота.
И тем не менее даже у безмятежного бразильского сериала хеппи-энда может не случиться. Вы не забыли, что в России его аудитория - это меньшинство? В абсолютных цифрах ее объем, конечно, может произвести впечатление, но по отношению к другим проектам "Первого" - это слезы. Это рейтинг вокруг единицы. А голос единицы, как известно, тоньше писка. В эти минуты за нашим безмятежным телесмотрением зорко наблюдают тамошние аналитики. По их рекомендациям сериал уже подозрительно таскают по сетке туда-сюда. А если им совсем разонравится цифра, если они перестанут с ней мириться - могут прихлопнуть "Проспект Бразилии" в любую минуту. Такие штуки уже происходили на других каналах со всякими там "Белиссимо", и никакие протесты не помогали.
В этом смысле права сериальных меньшинств защищены даже хуже, чем права сексуальных. За тех хотя бы борются все, кто к ним не относится, а эти бьются за себя сами.
Сериальное меньшинство гораздо уязвимее, чем меньшинство оппозиционное. Оппозицию ненавидят, но с ней считаются. А над сериальными просто смеются и не воспринимают их проблемы всерьез.
По-хорошему каждый канал, запуская в эфир большой сериал, на который где-то когда-то уже пришла публика, должен заключать некий контракт со своей аудиторией: обязуемся показывать его до конца, до последнего зрителя. В противном случае зритель, который "подсел", должен получать что-то типа страховки - на случай преждевременного прерывания сериала. В конце концов, не его вина, что на него не повалил тот же вал, что в Латинской Америке. Просчитать успех в сериальном деле вообще необычайно сложно, так что если не вышло - ошибка закупщиков не должна быть оплачена людскими страданиями, даже если глубины этих страданий большинству все равно не постичь.
Источник: Известия