страна: ссср  год: 1980  серий: 2
производство: грузия-фильм

жанр: драма

подробный сюжет:
фильм начинается с закадрового монолога рассказчика, жителя советской грузии, который путешествует по местам, связанным с пиросмани, и рассуждает о судьбе художника и его позднем признании. в тбилиси рассказчик приходит на молоканскую улицу, где окончил свои дни пиросмани, и заходит в подвал, где жил художник.

затем действие переносится в последний день жизни пиросмани и происходит в том самом подвале, где ему суждено умереть. художник обессилен и разочарован в жизни. он вспоминает свою жизнь и реакцию людей на его творчество. мысленно он ведёт споры с людьми, которые недовольны тем, как непохоже он их изобразил на своих картинах: это крестьянин («портрет состоятельного крестьянина»), три княза («кутёж трёх князей на лужайке»), рыбак («рыбак в красной рубашке») и даже его бывшая возлюбленная маргарита («актриса маргарита»). внезапно в подвале появляется юная девушка в белом платье, которая представляется как ия. на вопрос о том, кто она и откуда, ия отвечает, что она с картин самого художника, но он не рисовал её — она были то скрыта в зарослях винограда, то заслонена другими людьми в толпе на свадьбе. пиросмани говорит о своей бедности, представляя её как величайшее богатство. ия успокаивает его, и художник засыпает, положив голову девушке на колени.

пиросмани просыпается от крика дворника («дворник»), который ругается и запрещает ему спать на самейке в парке. ия прогоняет дворника и разговаривает с нико. видя, что он плохо себя чувствует, она предлагает ему позвать доктора, на что художник отвечает, что доктор уже сам едет к нему. действительно, мимо проезжает доктор («лекарь на осле»), однако он не заходит к художнику, говоря, что тот нарисовал его едущим мимо, и теперь он направляется к больному. огорчённый, пиросмани рассказывает обо отказ доктора ие. далее нико представляется, что к нему заходит в гости русский художник, автор полотна «купание красного коня». нико представляет себя и гостя в духане и угощает его домашним вином из мирзаани и шашлыком. они обсуждают картину художника, но когда пиросмани говорит о том, что красный конь окрасил красным воду в реке, персонажи его картин снова кричат, обвиняя его в том, что такого не может быть. нико снова остаётся с ией, размышляя о том, как сложилась его жизнь. он сравнивает себя с виноградной лозой, мать которой земля, а отец — солнечный луч, и с вином, которое предлагает себя гостям, чтобы они радовались жизни. последние его слова: «пусть эти люди живут и радуются хоть тысячу лет! здравствуйте! здравствуйте все!»

рассказчик выходит из подвала и идёт по улицам тбилиси, вновь размышляя о судьбе художника и заключая, что «жизнь научила его разговаривать со своими картинами», и это был «праздник одиночества».

в ролях:
* отар мегвинетухуцеси — пиросмани
* нино лорткипанидзе — ия
* малхаз горгиладзе — русский художник

создание:
фильм был снят на основе театральной постановки пьесы вадима коростылёва о нико пиросмани. пьеса «пиросмани, пиросмани, пиросмани…» была опубликована в 1974 году. спектакль по ней под названием «праздник одиночества» ставился лордкипанидзе в руставском драматическом театре в середине 1970-х годов.

вся игровая часть фильма снималась в единственной декорации — в подвальном помещении с одним окном, деревянным столбом посередине и дощатым настилом под ним, причём все предметы и фактуры тщательно подбирались и изготавливались из подлинных материалов. несколько проходов актёра было снято на фоне родных мест художника в деревне мирзаани.

большую роль в фильме играют картины художника, которые были заранее сняты на слайды «кодак», что позволило снимать крупным планом и детали картин. при этом в фильме было много чёрно-белого изображения, в том числе старых фотографий и хроники, а также затем первых кадров в подвале