Страна: СССР  Год: 1972  Серий:
Производство: Мосфильм

Жанр: Драматический детектив

Подробный сюжет:
1 серия
Роберт Кэплен (Юрий Яковлев), директор крупного издательства «Уайтхауз», устраивает обед в своём особняке, где проживает вместе с женой Фредой (Валентина Титова), дочерью основателя издательства, ныне покойного. Здесь присутствуют и двое других директоров — Гордон Уайтхауз (Александр Дик), брат Фреды, со своей женой Бетти (Елена Валаева) и Чарлз Стэнтон (Владимир Басов), а также Олуэн Пиил (Антонина Шуранова), сотрудница издательства. Особый гость — писательница Мод Мокридж (Руфина Нифонтова), романистка, сотрудничающая с «Уайтхауз»[1].

Женщины слушают радиопостановку пьесы под названием «Не будите спящую собаку», главный персонаж которой упорно, не останавливаясь ни перед чем, добивается истины, а узнав всё, кончает жизнь самоубийством. После обсуждения пьесы миссис Мокридж наводит разговор на самоубийство младшего брата Роберта, Мартина, который застрелился летом прошлого года. Разговор о Мартине прерывается, когда возвращаются мужчины, которые выходили покурить после обеда. Заходит разговор о радиопьесе, и каждый имеет своё мнение по поводу того, всегда ли надо говорить правду. Гордон садится у радиоприёмника, пытаясь поймать танцевальную музыку. В этот момент Фреда предлагает сигареты из шкатулки, которая, когда её открывают, играет мелодию «Свадебного марша» Мендельсона. Олуэн кажется, что она узнаёт шкатулку, она даже предсказывает, какую музыку все услышат[2].

Олуэн вспоминает, что видела её у брата Роберта, Мартина. Фреда тут же возражает, говоря, что Олуэн не могла видеть эту вещь у покойного. Все заинтригованы, ведь последний, кто был у Мартина перед его самоубийством — Гордон, и в утро той роковой субботы Мартин ему не показывал шкатулку. Именно потому, что Гордон последним видел Мартина, ему прошлось пройти через мучительные допросы во время следствия. Миссис Мокридж хочет услышать, что же будет дальше. В то же время Бетти и Стэнтон считают, что продолжать не стоит. Однако Роберт хочет знать, что же на самом деле произошло. До этого момента считалось, что Мартин Кэплен застрелился из-за пропажи в издательстве чека на предъявителя на пятьсот фунтов стерлингов[3].

Роберт догадывается, что Фреда подарила шкатулку Мартину, и она вынуждена признать, что привезла подарок лично днём. Таким образом, Гордон не последний, кто видел Мартина живым. Впрочем, Фреда напоминает, что Олуэн, видимо, была в коттедже Мартина уже после неё. Роберт допытывается у Олуэн, зачем она приезжала к Мартину. Та сознаётся, что хотела выяснить, кто же взял деньги. При упоминании о пропаже денег Гордон теряет самообладание и просит прекратить этот неприятный разговор, поскольку исправить уже ничего нельзя. Однако, опомнившись, просит прощения у миссис Мокридж за то, что устроил сцену. Миссис Мокридж внезапно вспоминает, что её ждут друзья, у которых она гостит, и уезжает. Остальные с облегчением провожают её[3].

После отъезда Мод Мокридж разговор продолжается. Стэнтон замечает, что при ней следовало бы не говорить лишнее, так как она «известная сплетница». Роберт уверен, что теперь, когда остались все свои, можно продолжить расследование. Внезапно Бетти теряет терпение и требует, чтобы муж отвёз её домой. Вместе с ними уезжает и Стэнтон.

Трое оставшихся продолжают разговор по инициативе Роберта. Олуэн напрямую спрашивает его, не брал ли он те пятьсот фунтов. Роберт поражён: он был уверен, что деньги взял Мартин, так как ему в своё время указали, что его брат входил в кабинет мистера Уайтхауза, где лежал чек. Олуэн в свою очередь утверждает, что то же самое Мартину сказали о Роберте. Олуэн признаётся, что эта мысль всё время её мучила[4]. Олуэн и Роберт называют имя человека, который поделился с ними своими подозрениями — Стэнтон. Роберт в недоумении, почему Олуэн молчала, и Фреда раскрывает ему глаза — она давно догадалась, что Олуэн любит её мужа. Роберт не подозревал об этом и тоже признаёт, что их брак с Фредой несчастлив.

Фреда снова направляет разговор на пропажу денег — теперь она уверена, что их взял Стэнтон. Роберт вызывает по телефону Гордона и Стэнтона, но не Бетти, так как её «это дело не касается».

2 серия
Гордон и Стэнтон возвращаются. Стэнтон говорит, что денег он не брал, однако, уличённый во лжи Олуэн, сознаётся. После того, как все решили, что Мартин покончил с собой, Стэнтон и не собирался признаваться в краже. Он нисколько не чувствует за собой вины, более того, в завязавшейся перепалке, намекает на то, что Фреда была любовницей Мартина. Роберт ничего не подозревал, Фреда на его прямой вопрос отвечает утвердительно: да, связь с Мартином началась давно. Фреда вышла замуж за Роберта, чтобы прервать её, но всё оказалось напрасным: она была безнадёжно влюблена[4]. Гордон сообщает, что Мартин рассказывал, как надоели ему преследования Фреды. Фреда парирует — на самом деле это Гордон постоянно досаждал Мартину. Брат и сестра бурно ссорятся. Роберт, потеряв терпение, прерывает их спор. Гордон признаёт, что единственный человек, которого он любил несмотря ни на что, был Мартин, и с момента его смерти, он потерял интерес ко всему на свете. Роберт спрашивает Гордона о его жене — а как же она? Но Гордон считает, что Бетти способна «сама позаботиться о себе», беспокоиться не о чем. Начинается новый виток ссоры между Фредой и Гордоном, теперь уже Олуэн останавливает их. Она утверждает, что Мартин нарочно стравливал людей друг с другом и наслаждался этим, он был «прирождённый интриган». Именно поэтому Олуэн терпеть его не могла. О человеческих качествах Кэплена-младшего саркастически отзывается и Стэнтон.

Гордон напоминает, что Олуэн была последней у Мартина в тот день и что она ещё ничего не рассказала, что же произошло во время её визита. Олуэн вдруг кажется, что кто-то стоит за дверью в сад, все выходят туда, чтобы посмотреть, не подслушивает ли кто их разговор. Появляется Бетти, она объясняет, что не могла заснуть, поэтому решила вернуться. Бетти думает, что разговор шёл о ней. Фреда отвечает, что единственный человек, о котором «не было сказано ни слова» — Бетти. В то же время Фреда считает, что как член семьи, она должна знать правду. Новость, что деньги взял Стэнтон поражает Бетти — тогда почему застрелился Мартин, задаётся она вопросом.

Роберт считает себя виновным в смерти Мартина: тот переживал не лучший период своей жизни, а, то, что всегда безупречный старший брат оказался вором, окончательно подкосило его. Роберт уверен: его глупость и подлость Стэнтона довели Мартина до гибели. Стэнтон отрицает свою вину, Гордон начинает с ним драку. Их останавливает Олуэн, говоря, что Мартин не покончил с собой — это она убила Мартина.

3 серия
Все потрясены сделанным Олуэн признанием. Она рассказывает, что на самом деле случилось. Мистер Уайтхауз попросил её поехать к Мартину, чтобы выяснить, действительно ли он взял деньги. Олуэн застала Мартина в ужасном состоянии, при ней он принял наркотики. Мартин знал, как Олуэн относится к нему, он также догадывался о том, какие чувства она испытывает к его старшему брату. Олуэн жаль разочаровывать Роберта, но Мартин был очень доволен тем, что старший брат, всегда такой добродетельный и внушавший ему необъяснимый страх, якобы взял деньги. Мартин попытался изнасиловать Олуэн и угрожал ей револьвером. В борьбе с ним женщина случайно нажала на курок и застрелила Мартина[5]. По окончании рассказа Олуэн Стэнтон отмечает, что он давно догадывался «о чём-то подобном»: в тот день он проезжал следом за Олуэн через местную заправку, и там узнал, что она направилась к коттеджу Мартина. Он также первым, вслед за полицией и врачом, приехал туда на следующий день утром. Стэнтон говорит о своей давней симпатии к Олуэн и о том, что она знает о его отношении, но ей это безразлично. Неожиданно Бетти в раздражении прерывает его. Невольно она выдаёт себя: у неё была связь со Стэнтоном. Новостью это стало для мужа Бетти и Роберта, который долго отказывается верить, что девушка, восхищавшая его, была любовницей Стэнтона[6].

Олуэн продолжает свой рассказ: после рокового выстрела она долго не могла взять себя в руки, ей хотелось кому-нибудь рассказать обо всём, что случилось. Она поехала к коттеджу Стэнтона, подошла к дому, заглянула в окно и увидела Стэнтона и Бетти. Олуэн уехала домой, так ничего никому не сказав.

Бетти раскрывает подоплёку своей связи со Стэнтоном: её брак с Гордоном это ошибка, она любила его и была уверена, что всё будет хорошо. Однако семейная жизнь стала разочарованием, Гордон даже не разговаривает с ней, но для других они разыгрывают идеальную супружескую пару. Стэнтон проник в их тайну и единственный увидел в Бетти не «красивую куклу», а страдающего человека. Хотя они не любили друг друга, Бетти вступила с ним в связь. Она требовала от Стэнтона если не привязанности, то хотя бы дорогих подарков. Именно острая нужда в деньгах толкнула Стэнтона на кражу[4].

Стэнтон уходит, отправляются домой и Гордон с Бетти. Остаются лишь Роберт, Фреда и Олуэн. Всё, что вскрылось этим вечером, становится страшным ударом для Роберта. Он признаёт, что его жизнь сломана, что всё, что имело для него значение, было дорого, оказалось обманом. Теперь его ничего не интересует, оставляет его равнодушными и преданная любовь Олуэн. Та уверяет Роберта, что можно начать жизнь сначала и даже готова бежать с ним. Однако Роберт безутешен, он уходит в свой кабинет, где хранит револьвер, и кончает с собой. Вслед за звуком выстрела раздаётся отчаянный крик Фреды, точно так же завершилась и радиопьеса «Не будите спящую собаку»[6].

Действие возвращается к тому моменту, когда четыре женщины после обеда слушают радиопостановку под названием «Не будите спящую собаку». После обсуждения пьесы миссис Мокридж наводит разговор на самоубийство младшего брата Роберта, Мартина. Разговор о нём прерывается с возвращением мужчин, которые, покурив после обеда, присоединяются к дамам. Они делятся впечатлениями от радиопьесы и расходятся во мнениях по поводу того, всегда ли надо говорить правду. Гордон садится у радиоприёмника, пытаясь поймать танцевальную музыку. В этот момент Фреда предлагает сигареты из шкатулки, которая, когда её открывают, играет мелодию «Свадебного марша» Мендельсона. Олуэн кажется, что она узнаёт шкатулку. В этот момент Гордон находит музыкальную передачу, звучит фокстрот, и все начинают весело танцевать. Мод Мокридж задумчиво смотрит на шкатулку с сигаретами, которую Фреда поставила на стол…