Биография:
Спортсменка
Олеся Судзиловская родилась 20 мая 1974 года в г. Зеленограде Московской области в семье инженеров. Мама и папа окончили институт мясомолочной продукции.
В четыре года Олеся начала заниматься художественной гимнастикой. В течение двенадцати лет девочка оттачивала свое мастерство, добившись неплохих результатов – стала кандидатом в мастера спорта. И сейчас, спустя много лет, в движениях актрисы чувствуется выработанная в детстве пластика.
Естественно, что ни о каком кино Олеся и не мечтала, все ее помыслы были направлены в сторону большого спорта. Как это часто бывает, в дело вмешался случай…
Дебют
Олесе было четырнадцать лет, когда к ним в класс пришла ассистент режиссера по актерам, которая подбирала девочек и мальчиков для съемок фильма Владимира Потапова «Посредник». Олеся очень удачно совмещала спорт с учебой, везде показывая отличные результаты, и поэтому была на хорошем счету в школе. Не удивительно, что именно ее и порекомендовала учительница.
Вспоминает Олеся Судзиловская: «На пробах показала то, что умела: села на шпагат и сделала мостик. Когда на роли утвердили всех актеров, мне и двум ребятам предложили сыграть этюд: я должна была представить, что у меня умерла собака, а мальчишки - начать меня успокаивать. А у меня в детстве на самом деле погиб пес Кузя, которого мы всей семьей безумно любили. Это была шикарная собака, «дворянин», рыжий и очень пушистый. Все собаки нашего района были от него в полнейшем восторге. Результатом этой любви было то, что все щенки в округе походили на нашего Кузю. Потом его сбила машина, и это была первая настоящая трагедия в моей жизни. Я так расплакалась, когда вспомнила об этом во время этюда... Представляете удивление режиссера, когда он увидел, как девочка, что называется, «с улицы» смогла «на раз» заплакать. А я в это время по-настоящему рыдала в коридоре у папы на плече: «Ненавижу кино! Все режиссеры гады!»
Режиссер Владимир Потапов снял замечательный детский фильм, в котором компания пионеров - спасают нашу планету от нашествия инопланетян.
«Сниматься в первый раз было очень странно, - рассказывает Судзиловская. - Я плохо представляла, что делаю. От одного своего вида на экране чуть сознание не теряла: это я такая? Я так выгляжу? Я так говорю? Оценить себя объективно было практически невозможно. Самым трудным делом оказалась озвучка. Я долго не могла попасть в свои слова. Но режиссер даже и не подумал о том, чтобы пригласить на озвучание профессиональную актрису. Решил оставить меня. За что я ему очень благодарна».
Выбор профессии
С этого момента Олеся «заразилась» кино. По окончании школы она решила оставить спорт и стать актрисой. В этом, что бывает крайне редко, ее поддержала ее мама. По словам Судзиловской, именно она была инициатором поступления Олеси в театральный.
Олеся была принята в школу-студию МХАТ, сначала вольнослушателем, а потом переведена на дневное обучение. Училась она в мастерской Авангарда Леонтьева, о котором вспоминает: «Он нас воспитывал и как актеров (теперь мы можем играть любые роли), и как людей. <…> Из нас получились люди, которые могут выжить в любой ситуации. Школа была хорошей, но очень жесткой».
Любимым студенческим спектаклем Судзиловской был «День рождения Смирновой», поставленный Игорем Золотовицким по пьесе Людмиле Петрушевской. Это была была ее первая серьезная работа, которая стала настоящим испытанием.
«Я могу с уверенностью сказать, - признается Олеся Судзиловская, - что настоящей актрисой стала благодаря другому моему педагогу - Игорю Золотовицкому. Учась во МХАТе, я в течение долгого времени показывала отрывок за отрывком, но на меня реагировали просто как на красивую вешалку. И вот однажды Золотовицкий ввел меня в спектакль, где я должна была сыграть женщину намного старше своих лет, у которой двое детей и неудавшаяся личная жизнь. Во МХАТе я все время ходила на каблуках, в короткой юбке. Леонтьев внушал нам, что мы должны везде чувствовать себя женщиной. А когда готовился этот спектакль, с меня смыли всю косметику, не разрешали мыть голову несколько дней, одели в какие-то старые, потрепанные вещи. Когда я посмотрела на себя в зеркало, я поняла, что это не я. У меня изменились движения, осанка, выражение глаз. Спектакль получился золотой. Это была первая серьезная характерная роль, с которой я справилась достойно».
Театр
По окончании учебы в 1997 году сразу восемь театров сделали Олесе предложения. Она выбрала театр Маяковского. Там она сразу же была введена в спектакль Андрея Гончарова «Как вам это полюбится» по Шекспиру на роль Салии. Этот спектакль стал для режиссера последней работой на сцене Театра Маяковского, а для Олеси – первой.
Актрису приняли в театре хорошо. «Я ведь сразу пришла в работу, а все интриги - от ничегонеделания», - говорит она. На первых порах ей очень оказалась кстати поддержка актрисы старшего поколения Майи Васильевны Полянской.
За первой работой последовали и другие – «Входит свободный человек» (роль – Флоренс), «Любовь студента» (роль - Зинаида Васильевна).
Первые «взрослые» работы в кино
Начиная с 1998 года, актриса стала регулярно сниматься в кино. Уже с первых фильмов ей довелось работать с замечательными мастерами. В криминальной комедии «Мама, не горюй!» она снималась с Ниной Руслановой, Иваном Бортником, Александром Башировым и Евгением Сидихиным, в мини-сериале «Чехов и К», где она сыграла эпизодическую роль – и вовсе ее окружало целое созвездие - Олег Ефремов, Александр Калягин, Сергей Юрский, Станислав Любшин, Вячеслав Невинный, Наталья Егорова, Елена Проклова, Елена Майорова, Алексей Жарков… Для молодой актрисы это была настоящая школа.
Судзиловская вспоминает: «В сериале "Чехов и компания" снималась вместе с Вячеславом Невинным. Я перед ним трепетала: все-таки звезда из любимого с детства фильма - "Гостья из Будущего". Боялась подойти. У нас была сцена, где я сижу у него на коленях, когда он играет в солдатики. Я знала, что у него была повреждена нога, он даже ходил с палочкой. А сидеть надо было именно на больной ноге. Да еще не просто сидеть, а ерзать, подпрыгивать. Я так боялась причинить ему неудобства, что не сидела, а практически стояла, лишь платьем касалась его ноги. Уже отрепетировали и отсняли полсцены. Он мне тихонько говорит: "Ты такая легонькая". Я отвечаю: "Да нет, просто я стараюсь не сидеть, вам же больно". "Да ты что! Немедленно садись, как следует. Ты не должна думать ни о чем, кроме своей роли!". Потом, когда мы все отсняли, я видела, как он растирал больную ногу».
«Остановка по требованию»
Первая известность к актрисе пришла после участия в сериале «Остановка по требованию». А ведь первоначально Олеся сомневалась – принимать ли предложение или нет. Дело в том, что по сценарию ее героиня – проститутка, и актрисе не очень то хотелось играть эту роль. Но все же она согласилась. Оказалось не зря…
На этой картине Судзиловской довелось поработать бок о бок с выдающимся отечественным актером Виталием Мефодиевичем Соломиным. Она рассказывает:
«Ну, а о таком партнере, каким был Виталий Мефодиевич Соломин, можно только мечтать. Сначала я его немного боялась. Мэтр! Меня коллеги пугали, рассказывали, что он строгий дядька. А он оказался легким, светлым человеком, постоянно шутил и разыгрывал меня. Мы снимали сцену, когда моя героиня сбила на машине Соломина. Я подбегаю к нему, пытаюсь поднять. По сценарию, он должен, облокотившись на меня, встать. А он, вместо того, чтобы встать, падает на меня. Я - в ужасе! Сейчас опрокинусь на спину, ударюсь головой, сломаю позвоночник. Потом вижу, что он все-таки об одну свою руку опирается и еле сдерживается, чтобы не рассмеяться. А камера все это снимает.
Снимали пронзительную сцену, когда герой Соломина мне делает предложение. Соня отвечает, что она миллион раз слышала признания от мужчин, но никогда так не волновалась. Когда мы пришли на озвучку, то я, отсмотрев сцену, услышала помимо наших голосов, какой-то посторонний звук. Как будто кто-то очень быстро стучал: тук-тук-тук-тук! Всегда во время съемок фильма голоса актеров пишут вживую. Для этого звукорежиссеры прикрепляют к одежде микрофоны. И в первый раз в жизни на озвучании записался стук сердец. Наше с Виталием Мефодиевичем волнение было настоящим. Виталий Соломин был потрясающим партнером: добрым, отзывчивым. Очень сложно понять, что его больше нет».
«Остановка по требованию» мгновенно завоевала сердца зрителей, и ничего здесь удивительного нет. Сценарист Алексей Слаповский придумал простую историю о человеческих отношениях, о любви, то есть то, что зрители всегда смотрели, и будут смотреть с удовольствием. Судзиловской же этот фильм принес первую настоящую популярность.
Другие роли в кино
После «Остановки…» Олеся Судзиловская снялась в мелодраме Дмитрия Астрахана «Подари мне лунный свет», где ее партнером был Николай Еременко-младший, а затем в криминальной драме Георгия Шенгелия «Мусорщик» с Алексеем Гуськовым.
Здесь следует сделать отступление. Дело в том, что к выбору роли актриса подходит с повышенной требовательностью. К примеру, в ее контракте отдельным пунктом оговорено, что она не снимается обнаженной. «Я поняла, что профессия слишком много у меня забирает: чувства, переживания, свободное время, личную жизнь. Я просто решила оставить что-то для себя и своего любимого человека. Когда я представляю себя обнаженной на экране, мне становится неприятно...» - говорит она. Из-за этого Судзиловской пришлось отказаться от нескольких ролей в фильмах, но она по этому поводу не расстраивается.
Кроме этого, Олеся Судзиловская старается не пить и не курить на экране. Исключение она делает лишь когда это действительно необходимо для образа, а не просто, чтобы занять чем-то руки. По этой причине она готова была отказаться от роли в фильме «Мусорщик». Там ее героиня должна была нюхать кокаин. «Вопрос оказался принципиальным как для меня, так и для режиссера, - рассказывает Судзиловская, - и мы схватились не на жизнь, а на смерть. Путем нечеловеческих усилий Георгий Шенгелия убедил меня в том, что, если героиня не будет ни пить, ни курить, ни нюхать, ей останется только ромашки вокруг гостиницы собирать».
Затем были роли в сериалах «Дронго», «Светские хроники», «Сыщики»… В популярном телесериале «Бандитский Петербург» Судзиловская сыграла судью Анастасию Михайловну Тихорецкую.
С особой теплотой актриса рассказывает о своей работе в многосерийном фильме Константина Худякова по сценарию Андрея Максимова «Дороги любви», снятом по произведениям Антона Павловича Чехова и писателей Серебряного века – Замятина и Набокова: «После «Бандитского Петербурга» с его текстами типа «сука, где была?» я просто попала в рай. Сыграла в чеховском «Ионыче» и в замятинских «Часах». Моим партнером в «Часах» был Игорь Владимирович Кваша – впервые оказалась с ним на съемочной площадке, трепетала. А он очень светлый и по-актерски щедрый человек, никакой звездности. Слава богу, был знакомый оператор, так что я за картинку уже не волновалась».
Работа на телевидении
В рекламе Олеся Судзиловская начала сниматься еще в студенческие годы. Она рекламировала кофе «Маккона», «Чудо-йогурт», «Тюнс», кофе «Гранд» с Иваром Калныньшом и т.д. Актриса говорит, что любит эту работу и никогда не отказывается от предложений: «Я в один день могу и роль сыграть - характерную, смешную и деньги заработать. Сейчас многие артисты узнаваемы именно благодаря съемкам в рекламе. Мне кажется, что прошло то время, когда для студента или актера считалось постыдным сниматься в рекламе. <…> Умения операторов, режиссеров, визажистов в нашей рекламе достигли абсолютно западного уровня. Работая с этими людьми, приобретаешь колоссальный опыт. За десять минут сыграть свою роль – такая степень концентрации мне нравится. Рекламу обожаю – видишь продукт быстро, уровень работы доставляет удовольствие».
Помимо рекламы, Олеся ведет на РТР утреннюю передачу «Семейные новости».
Она неузнаваема, популярна и утверждает, что ей в жизни надо много трудиться, иначе судьба преподнесет немало неприятных сюрпризов.