родился 08.09.1930, цюрих
лауреат премии эрнста любича за фильм «путешествие в вену» (1973)
начало карьеры
марио адорф родился 8 сентября 1930 года в цюрихе. своего отца, хирурга из калабрии, он видел лишь как-то раз в жизни. воспитанием сына занималась мать.
образование марио адорф получил в мюнхене, в школе актёрского мастерства фолкенберг. после окончания школы некоторое время играл в камерном театре.
на киноэкране марио адорф дебютировал в 1954 году еще, будучи студентом, сыграв роль вагнера в военной трилогии режиссера пола мэя «08/15». а первый большой успех актеру принесла роль бруно людке в драме известного немецкого режиссера роберта сьодмака «ночь, когда приходил дьявол» (1957).
немецкий кинематограф в то время переживал период послевоенного становления и обновления, и молодой марио адорф был очень востребован. он снялся в военной драме гезы фон радваньи (врач из сталинграда» (пельц), в драме рольфа тиле «девица розмари» (хорст), комедии роберта сьодмака «мой школьный друг», драме герда освальда «шахматная новелла» (мирко сентович) и других картинах немецких режиссеров.
расцвет творчества
в начале 1960-х марио адорф переезжает в рим. в 1961 году он снимается в роли макса клаусена во франко-итальянском фильме режиссера ива чьямпи «кто вы, рихард зорге?», рассказывающем о жизни знаменитого советского разведчика (его роль сыграл немецкий актер томас хольцман). примечательно то, что до этого времени имя рихарда зорге было скомпрометировано подозрением в работе двойным агентом и вычеркнуто из советской истории. на закрытом показе фильм был продемонстрирован никите хрущеву, который после его просмотра дал команду реабилитировать зорге.
на 60-е – 70-е годы приходится расцвет творчества марио адорфа. он много снимается в в фильмах итальянских, французских, немецких режиссеров. среди его работ – роли в драмах рольфа тиле «лулу» (родриго) и «мораль 63» (репортер алекс роттман), драме сета холта «станция шесть-сахара (сантос), комедии антонио пьетранджели «посетитель» (кукарача), приключенческой ленте антонио исаси-исасменди «наш человек в стамбуле» (билл), детективе джорджа поллока «десять негритят» (джозеф грохманн), криминальной комедии дино ризи «операция «святой януарий» (скьяцилло), комедии ренато кастеллани «привидения по-итальянски (альфредо) и др.
многим зрителям марио адорф запомнился по вестерну харальда рейнла «виннету» (1963, второе название «золото апачей»). актер сыграл мошенника фредерико сентера, который со своими головорезами курирует строительство дороги на среднем западе. в борьбу с ним вступает сын индейского вождя виннету... в 1964 году марио адорф вновь снялся в фильме на индейскую тематику. в вестерне американского режиссера сэма пекинпа «майор данди» он сыграл сержанта гомеса.
российское кино
советские зрители познакомились с этим замечательным актером благодаря картине михаила калатозова «красная палатка» (1969). полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции под руководством умберто нобиле, о постигшей её катастрофе и спасении большинства участников советскими лётчиками и моряками ледокола «красин», имело большой успех среди зрителей. марио адорф сыграл в фильме роль радиста бьяджи. особенно запомнилась его песня: «пара-понси-понси-по». в картине снимался интернациональный состав: шон коннери, клаудия кардинале, харди крюгер, питер финч, луиджи ваннуччи, эдуард марцевич, никита михалков, донатас банионис и другие выдающиеся актеры.
спустя двадцать лет марио адорфу довелось еще раз поработать в россии. на это раз его пригласил в свою картину глеб панфилов. актер сыграл одну из ролей в экранизации знаменитого романа максима горького «мать».
роли, режиссеры, партнеры…
за свою жизнь марио адорф снялся почти в двух сотнях телевизионных и кинофильмов, став одним из самых популярных актеров в германии и италии. он одинаково органичен и в серьезных драмах, и в криминальных боевиках, и в комедиях, и в семейных лентах. особого упоминания стоят его работы в фильмах признанного немецкого режиссера фолькера шлёндорфа. так в драме «поруганная честь катарины блюм», рассказывающей о том, как грубая машина государственной безопасности и бездушная пресса врываются в жизнь молодой, привлекательной женщины, превращая ее в кошмар, марио адорф блестяще исполнил одну из главных ролей - комиссара бензимина.
в течение двадцати лет шлёндорф мечтал поставить фильм «жестяной барабан» (по одноимённому философско-политическому роману-притче гюнтера грасса, этапной вещи для германоязычной литературы). когда же режиссер, наконец, приступил к съемкам, то одну из главных ролей он доверил марио адорфу. едва выйдя на экраны, эта антифашистская лента сразу же привлекла всеобщее внимание. фильм был удостоен множества престижных призов, среди которых: «золотая пальмовая ветвь» каннского кинофестиваля и «оскар» американской киноакадемии за лучший иностранный фильм.
довелось марио адорфу поработать и с другим выдающимся немецким режиссером - вернером фассбиндером в его знаменитой драме «лола» (1981), фильме о судьбе немецкой женщины после второй мировой войны, а иносказательно - и о судьбе самой германии, приходящей в себя после фашистской диктатуры. партнершей марио адорфа в этой картине была замечательная немецкая актриса барбара зукова.
с партнерами марио адорфу тоже всегда везло. он снимался с такими выдающимися мастерами, как софи лорен и витторио гассман, стефания сандрелли и джина лоллобриджида. в знаменитом криминальном сериале «спрут» (где марио адорф сыграл роль сальваторе фроло) ему довелось поработать с микеле плачидо, в биографической драме знаменитого итальянского режиссера лилианы кавани «франциск» (1989) судьба свела его с микки рурком, а драме билле аугуста «снежное чувство смиллы» (1997) партнершей актера была очаровательная джулия ормонд.
в последние годы марио адорф много снимается в различных немецких телефильмах: мелодрамах и семейных лентах.