настоящая фамилия: дженкинз. родился 10.11.1925 в понтридайфене (уэллс), умер 5.8.1984 в селиньи (швейцария). двенадцатый из тринадцати детей шахтера, ричард рано проявил свои способности, побуждая тем самым преподавателей всячески поощрять и поддерживать юный талант. особую роль в его биографии сыграл учитель филип бертон, много занимавшийся с ним и отучивший от валлийского акцента. его-то фамилию молодой ричард дженкинз и взял в качестве сценического псевдонима.
первую театральную роль бертон сыграл в 1943 г. в пьесе известного валлийского драматурга, актера и режиссера эмлина уильямса «отдых друидов». после этого он служил в армии (ввс), прошел устраивавшийся для военнослужащих полугодичный курс в оксфордском университете и, демобилизовавшись в 1947 году, получил профессиональный контракт в лондоне. с эмлином уильямсом связан и кинодебют бертона: он сыграл одну из главных ролей в его фильме «последние дни долвина» (1948). в молодом бертоне привлекали прежде всего взрывной темперамент и великолепный голос: глубокий, мягкий и необыкновенно сильный. поэтому, он много читал на радио и уже в 1951 г. дебютировал в роли принца халя (в «генрихе iv») на сцене мемориального шекспировского театра в стратфорде-на-эйвоне.
стиль его игры, во многом сохранившийся в последующие годы, уже тогда четко определил к. тайнен: «бертон — это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий. в двадцать пять лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво». тогда же, в начале 50-х годов успешно началась и голливудская карьера бертона. первый же из его американских фильмов «моя кузина рейчел» (1952) принес ему выдвижение на «оскара». (всего их за кинематографическую жизнь было шесть, но ни одно так и не обернулось премией.) бертона сравнивали с молодым лоуренсом оливье и предсказывали блестящее будущее.
однако до 1958 г., когда на экраны вышла киноверсия знаменитой пьесы осборна «оглянись во гневе», больших художественных достижений у бертона в кино не было. роль же молодого интеллигента «из низов», озлобленного на всю окружающую жизнь, начиная с чуждого ему общества и кончая собственной женой, оказалась ему весьма близкой. закипающие холодной яростью глаза джимми портера— бертона выражают всю силу неприятия безнадежно устаревших и лживых «правил игры», которое принесло с собой в социальную жизнь его поколение.
выступление на бродвее в мюзикле «камелот» (1960) окончательно утвердило бертона в статусе международной звезды. с этих пор он позволил себе не выкладываться до конца в каждой роли, полагаясь на безупречную технику, обаяние своей сильной личности и великолепный голос. о том, что это вполне сознательный подход, свидетельствуют его собственные признания в журнале «лайф»: «актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу». такие высшие точки достигались самим бертоном нечасто и, как правило, в ансамбле с другими выдающимися исполнителями.
скажем, в «бекете» (1964) п. гленвилла (по ж. ануйю) он играл в паре с питером отулом, а среди других исполнителей был джон гилгуд, незадолго до этого поставивший с бертоном в главной роли сценического «гамлета» в современных костюмах, после которого вся америка заговорила о принце датском из поколения «сердитых». и вот, приступая к «бекету», актер, по собственному признанию, лишь в четвертый раз после девятнадцати картин настроился на то, чтобы действительно быть хорошим киноактером. роль бывшего гуляки, компаньона королевских похождений, ставшего несгибаемым защитником церковных привилегий после принятия архиепископского сана и принявшего мученическую смерть от руки короля генриха ii, позволила бертону в роли фомы бекета продемонстрировать широчайший исполнительский диапазон.
другим таким же несомненным успехом ансамблевой работы стала экранизация пьесы э. олби «кто боится вирджинии вулф?» (1966), где бертон в паре с элизабет тейлор безжалостно вывернул наизнанку всю неприглядную подкладку благополучного на вид брака.
из сольных достижений этого времени выделяется роль в экранизации романа ле карре «шпион, который пришел с холода» (1965, реж. м. ритт). агент, обманутый своими начальниками и заранее предназначенный в жертву в ходе крупной игры, приобретает в исполнении бертона масштабность трагического персонажа. по рисунку роли он не столько действует, сколько реагирует на происходящие события, производя, по отзыву рецензента, «впечатление вулкана сразу после извержения». и все же, в конце концов, звезда победила в бертоне театрального актера, привыкшего к постоянному труду. (именно это последнее качество отличало большинство британских мастеров сцены, попавших в голливуд.)
в центр внимания прессы попадают прежде всего его отношения со знаменитой американской кинозвездой элизабет тейлор, роман с которой, завершившийся браком в 1964 г., начался на съемках «суперколосса» «клеопатра» (1963), где бертон играл антония, а тейлор — заглавную героиню. этот знаменитый актерский союз, которому предшествовали громкие бракоразводные процессы обоих, долго занимал журналистов благодаря экстравагантности тейлор и крутому нраву дружного с рюмкой бертона. в какой-то момент они развелись, потом через год опять воссоединились, чтобы в 1976 г. снова расстаться...
в эти годы особенно развился алкоголизм бертона, оказавшийся оборотной стороной его актерской профессии, ибо в ней, по его словам, «есть что-то унизительное для мужчины». «в этом есть что-то ненатуральное, — признавался бертон, — мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. потому и пьешь, чтобы прошел стыд».
как бы то ни было, поздние кинороли, будучи достаточно добротно сыграны, не добавили ничего к славе актера, оставив за ним репутацию таланта, очень много обещавшего, но всех своих обещаний так и не выполнившего. последней его ролью стал таинственный и жестокий 0'брайен в экранизации оруэловской антиутопии «1984». осенью того же 1984 г. бертон умер в своем доме в швейцарии, где он жил, скрываясь от непомерно высоких английских налогов.
фильмография: «а варавва был разбойником», 1949; «набережная», 1950; «женщина без имени», 1950; «зеленеет тростник», 1951; «крысы пустыни», 1953; «багряница», 1953; «первый среди игроков», 1955; «дожди ранчипура», 1955; «александр великий», 1956; «морская жена», 1957; «горькая победа», 1957; «куст куманики», 1960; «самый длинный день», 1962; «весьма важные персоны», 1963; «ночь игуаны», 1964; «гамлет», 1964; «что нового, киска?», 1965; «кулик». 1965; «укрощение строптивой» , 1967; «доктор фауст», 1967; «комедианты» , 1967; «бум!», 1968; «кэнди», 1968; «там, куда орлы не залетают», 1968; «лестница», 1969; «анна тысячи дней», 1969; «рейд на роммеля», 1971; «у молочного леса», 1971; «негодяй». 1971; «убийство троцкого», 1972; «хаммерсмит вышел на волю», 1972; «синяя борода», 1972; «сутьеска» , 1973; «репрессия», 1973; «поездка» , 1974; «человек из клана», 1974; «еретик: изгоняющий дьявола ii», 1977; «эквус», 1977; «прикосновение медузы», 1978; «дикие гуси», 1976; «отпущение грехов», 1978; «штайнер —железный крест», 1979; «тристан и изольда», 1979; «в кругу двоих», 1980; т/ф «вагнер», 1983; т/ф «остров эллис», 1984.
отредактировано просто евгения (12.04.2011 11:41)