глава 18
нина хоть и невнимательно слушала рассказ матери о том, что мария разыскивала тони, однако эта история не могла оставить её равнодушной. нина задумалась, а правильно ли поступила мать, скрыв правду от марии? если она ищет тони, значит, по-прежнему любит его. и тони её никогда не забывал. так может, будет лучше, если они сами разберутся, как им теперь строить свою жизнь? конечно, камилию жалко, она такому сюрпризу не обрадуется. но и мать, пожалуй, поступила неверно. разве она вправе решать за других, кому быть вместе, а кому нет?
словом, обострённое чувство справедливости, которым всегда отличалась нина, взыграло в ней и на сей раз.
- надо бы сказать тони о том, что его мария теперь живёт не в италии, а в сан-паулу, - поделилась она своими соображениями с жозе мануэлом. - правда, мы не знаем её адреса, но она, вероятно, придёт сюда снова, ведь мама сказала ей, что тони - наш родственник, а значит, он будет поддерживать с нами связь.
у жозе мануэла было на сей счёт другое мнение:
- дона мадалена поступила мудро. пусть тони живёт спокойно с камилией, незачем ему бередить старую рану! он и так достаточно помаялся из-за этой несчастной любви.
нина возмутилась:
- ты же сам говорил, что любовь для тебя - превыше всего. а теперь с таким пренебрежением говоришь о любви тони? как это понять? представь, что на месте марии была бы я, а кто-то решил бы, что незачем нам с тобой встречаться, и не дал бы мне твоего адреса!
- это невозможно представить, потому что такого в принципе не может быть. мы с тобой никогда не разлучимся! - беспечно ответил жозе мануэл.
нину, однако, его ответ не устроил и она продолжала спорить до тех пор, пока не уговорила жозе мануэла сходить к тони на работу и всё ему рассказать.
- я бы сама это сделала, но днём я на фабрике, а вечером мне пришлось бы идти в дом камилии, - пояснила она. - сам понимаешь, нести туда такую новость совсем неудобно.
- а идти в магазин к сеньору эзекиелу с такой новостью, по-твоему, намного удобнее? - насмешливо спросил жозе мануэл.
- не нужно надо мной подшучивать, - строго сказала нина. - я и сама всё понимаю. но там ты хоть сможешь поговорить с тони без свидетелей. пусть он будет готов к тому, что мария однажды может прийти к нему домой. да, такое вполне может случиться. если она каким-то образом разыскала его прежний адрес, то и новый сможет найти.
последний довод нины в конечном счёте и убедил жозе мануэла в том, что он должен известить тони о приезде в сан-паулу его марии.
каково же было изумление жозе мануэла, когда он узнал, что для тони это вовсе не новость, что с марией он уже виделся, и не один раз.
- ничего не могу понять, - признался жозе мануэл. - если ты с ней встречаешься, то зачем же она искала тебя у нас?
- тут нет никакого противоречия, - сказал тони. - я не был у марии уже неделю, хотя обещал, что буду приходить к ней каждый день.
- объясни всё толком, - попросил его жозе мануэл, - а то я опять ничего не понял. если ты не собирался с ней встречаться, так не надо было и обещания давать. ты больше не любишь её?
- люблю! я жить без неё не могу, думаю о ней каждую минуту!
- да-а, - покачал головой жозе мануэл. - ну и дела! а как же камилия? ты из-за неё перестал видеться с марией?
тони подтвердил его догадку:
- ты же знаешь, какая интуиция у камилии! она чувствует марию на огромном расстоянии! да-да, можешь не сомневаться, это так. мария рассказала мне о своей жизни, и я сопоставил некоторые события... как только у марии происходила какая-то перемена, которая могла приблизить её ко мне, так у камилии сразу же обострялось чутьё, и она начинала активно действовать. поначалу это была открытая ревность - скандал с разбитой статуэткой случился примерно в то время, когда мария уже плыла на пароходе в бразилию. потом камилия сменила тактику: теперь она не устраивает громких сцен ревности, но ухитряется всё сделать так, чтобы я не мог отойти от неё ни на шаг.
- и только поэтому ты не идёшь к марии?
- нет, не только, всё гораздо сложнее. я же говорю: у камилии фантастическое чутьё! ты послушай, это интересно. помнишь, камилия пришла к нам в бедняцкий квартал и сказала, что будет жить там со мной?
- разумеется, помню.
- так вот, мария в это время уже встретилась с моим отцом и собралась уйти от мужа.
- ну и что?
- а то, что камилия, с её чутьём, научилась действовать на опережение! - пояснил тони. - и у неё это выходит потрясающе! она словно предчувствовала, что мария вскоре станет вдовой, поэтому постаралась радикально изменить мою жизнь, чтобы у меня не осталось путей к отступлению. нашла моего отца и сделала его своим надёжным союзником, договорилась со своим отцом, и тот сумел втянуть меня в их семейный бизнес. теперь я живу в их доме, занимаюсь обустройством их фабрики и, что удивительно, во мне проснулось чувство ответственности за свои поступки, за то дело, в которое я ввязался. мне не хочется подвести тестя, обидеть камилию. она ведь всё это устроила не из подлости, а из любви ко мне... словом, я не хочу оказаться безответственной неблагодарной тварью!
- а может, ты просто любишь камилию, только ещё не сознаешь этого, или боишься признаться в этом самому себе? - высказал предположение жозе мануэл.
тони согласился с ним лишь отчасти:
- безусловно, я люблю камилию. она, конечно же, почувствовала, что я сильно изменился после встречи с марией, и сейчас сходит с ума от ревности, хотя всячески старается скрыть это. и мне её жалко! я искренне хочу уберечь её от страданий... но моё сердце рвётся к марии! к моей марии!
- твоё сердце разбилось надвое! - заключил жозе мануэл. - по-моему, ты любишь их обеих - и марию, и камилию.
- но так не бывает! - воспротивился тони. - я люблю марию! а камилию... жалею.
- ты попал в невероятно сложную ситуацию, - посочувствовал ему жозе мануэл.
- да, это точно, - вздохнул тони. - спасибо, что ты меня понимаешь.
- к сожалению, я бессилен помочь тебе в таких делах.
- гораздо хуже то, что я сам бессилен себе помочь, - совсем опечалился тони. - всё так запуталось! иногда я даже думаю: пусть бы мария оставалась в чивите! так было бы лучше для всех.
- так может, ты уже сделал выбор? - вновь высказал предположение жозе мануэл. - какая разница, где живёт мария - в чивите или в сан-паулу? это ведь не имеет большого значения, пусть она живёт там, где ей удобнее. а ты живи с камилией, если считаешь, что так будет лучше для всех!
- нет, не получается у меня. - развёл руками тони. - я пытался... несколько дней не виделся с марией, хотел понять, смогу ли жить без неё. и понял: не могу! сегодня утром сказал камилии, что вечером пойду к отцу, она, конечно же, захотела пойти вместе со мной, но я как-то отговорил её. представляешь, к каким ухищрениям приходится мне прибегать, чтобы увидеть марию! вот во что превратилась моя жизнь!
рассказывая жозе мануэлу свою запутанную любовную историю, тони излагал её весьма однобоко, да он и не мог быть объективным, поскольку сам ещё не разобрался в собственных чувствах и поступках.
камилия, конечно, обладала феноменальной интуицией и чётко уловила тот момент, когда в тони произошла резкая перемена, однако она и представить не могла, что её муж пришёл со свидания со своей незабываемой марией. и тони в тот раз сумел-таки обмануть камилию - несмотря на её выдающуюся интуицию! так что он - осознанно или неосознанно - кривил душой, преувеличивая прозорливость камилии и её безграничную власть над собой. на самом деле у него всегда было столько свободы, сколько ему хотелось, и камилия с этим, так или иначе, мирилась.
он запрещал ей ходить в мастерскую агостино, чтобы она не мешала ему заниматься творчеством, и камилия безропотно выполняла это требование. а когда однажды ослушалась его и увидела скульптуру марии - это кончилось скандалом, за которым последовал разрыв. тони попросту собрал вещи и ушёл из дома! потом они помирились, но на каких условиях?! камилия согласилась жить с ним в бедняцком квартале и пообещала никогда, ни при каких обстоятельствах, не выказывать свою ревность.
с тех пор она ни разу не нарушила обещания, и тони ловко этим воспользовался.
когда он, опьянённый встречей с марией, вернулся домой, то сразу пресёк на корню все возможные расспросы, применив упреждающий маневр.
- я был у отца, устал и хочу спать, - сказал он и действительно отправился спать.
а когда камилия, прильнув к нему в постели, позволила себе заметить, что он пришёл от отца в необычном, возбуждённом состоянии, тони и вовсе использовал запрещённый приём, спросив с укором:
- опять собираешься устроить мне сцену ревности?
и камилия послушно умолкла.
в другой раз, проведя весь вечер в пансионе, он вообше не стал объясняться с камилией, и она не осмелилась о чём-либо его расспрашивать. лишь наутро затеяла осторожный разговор о дженаро:
- как здоровье твоего отца? мы давно с ним не виделись. я хотела бы его навестить. ты не пойдёшь туда сегодня вечером?
- нет, - поспешил ответить тони, чтобы закрыть эту опасную тему.
но камилия на этом не остановилась, она сказала:
- так может, я одна навещу его сегодня днём?
тони пришлось проявить жёсткость:
- в этом нет нужды! с отцом всё в порядке, он здоров, и тебе незачем ходить туда без меня.
его ответ косвенно подтвердил худшие опасения камилии: тони провёл два вечера с какой-то женщиной, а вовсе не с отцом в пансионе, и теперь испугался, что сеньор дженаро не сможет подтвердить его алиби!
горячая волна ревности тотчас же захлестнула камилию, но она сумела взять себя в руки и даже натужно пошутила:
- ты не хочешь отпускать меня в пансион, потому что там живут молодые симпатичные студенты? неужели ты ревнуешь меня, тони?
сама того не ведая, она подбросила ему ещё одну уловку, которой он и воспользовался без зазрения совести:
- да, ревную! я видел, как они на тебя пялились. и это, заметь, в моём присутствии! а что же будет, если ты придёшь туда без меня?..
уловка сработала. камилия, только что сгоравшая от ревности, вмиг о ней забыла и просияла от счастья. ещё бы! она всегда мечтала, чтобы тони хоть раз её к кому-нибудь приревновал. ведь не зря говорится: ревнует - значит, любит. а тони до сих пор было неведомо чувство ревности. лишь однажды он проявил что-то, похожее на ревность: во время их пребывания в бедняцком квартале разогнал мужчин, подглядывавших в щелку, как камилия мылась в душе, и пригрозил им расправой. камилия тогда расценила это как явное неравнодушие к ней, хотя и понимала, что он поступил бы точно так же, если бы за стенкой душа находились нина или мадалена. но разве можно сравнивать тот курьёзный случай с сегодняшним признанием тони!..
- ревнуешь - значит, любишь? - спросила камилия в расчёте на положительный ответ и тотчас же его получила.
- ну конечно же, люблю, - сказал тони, нежно целуя её в губы.
и это признание, и этот поцелуй вовсе не были обманом или ложью во спасение. камилия растрогала тони своей наивной доверчивостью и непогрешимой чистотой. как можно было не любить её в тот момент! и как можно было обманывать её, такую нежную, любящую, доверчивую?
тони решил, что больше никогда не будет обманывать камилию, и только поэтому не появлялся в пансионе мариузы целую неделю.
камилия успокоилась и перестала сомневаться в супружеской верности тони, объяснив свои недавние подозрения излишней мнительностью. «он изменился, потому что увлёкся новой работой и на него теперь давит груз ответственности», - убеждала она себя, отмечая непривычную задумчивость и напряжённость тони.
по поводу работы у тони с камилией тоже едва не возник конфликт, но это было несколько раньше, ещё до встречи с марией.
уговаривая тони взяться за организацию швейной фабрики, эзекиел всячески нажимал на то, что активное участие в этом деле будет принимать камилия, и тогда оно пойдёт гораздо легче и быстрее. но тони считал, что женщина, у которой есть муж, не должна работать, особенно на фабрике. он был уверен, что это чисто мужское дело.
- разумеется, я буду советоваться с камилией, особенно на первом этапе, - говорил он, - но заниматься ремонтом помещения, закупкой и наладкой оборудования - это всё-таки не женское занятие.
- но я не хочу сидеть дома с утра до вечера и не видеть тебя, - возражала камилия.
на это у тони тоже нашёлся ответ:
- может, потом, когда производство будет налажено, ты займёшься бухгалтерией, а сейчас, на первом этапе, тебе будет трудно.
эзекиел не вмешивался в их спор. пусть они сами договорятся, а он примет любой вариант. перечить тони нельзя, а то опять соберёт вещи и отправится в трущобы. и камилия, можно не сомневаться, побежит за ним. зятёк-то попался с гонором! слава богу, хоть уговорили его всем миром вернуться домой и подключиться к семейному бизнесу. правда, ещё неизвестно, что из этого получится. тони неплохой пианист, но коммерсант он никудышный. и это ему будет трудно, а не камилии, вникать в дела фабрики! но он этого не понимает и петушится...
между тем спор тони и камилии продлился недолго. она тоже боялась ему перечить, и по той же причине: а вдруг он рассердится и вообще откажется работать на фабрике? скажет: «я не инженер, не портной и не коммерсант, я - художник и музыкант!» ведь такое уже бывало. или, что ещё хуже, снова уйдёт в грузчики. с ним нельзя спорить, надо принимать его таким, каков он есть, и соглашаться с любым его мнением, даже если оно ошибочно. а уже потом, исподволь, поворачивать всё по-своему.
таким образом, тони и здесь с самого начала оговорил для себя относительную свободу, исключив камилию из орбиты своей будущей деятельности. видимо, рассудил, что хватит ему и тестя, который будет осуществлять общее руководство, а если рядом будет всё время крутиться и жена - то это уже слишком!
позже, с появлением марии, тони оценил правильность и дальновидность своего тогдашнего решения. оно давало ему возможность, отправившись на работу и оставив дома жену, спокойно предаваться мечтам о марии. а когда, выдержав недолгую паузу, он понял, что не может жить без марии, то решил ездить к ней во время рабочего дня, не навлекая на себя новых подозрений камилии. отлучиться с работы было не сложно: он всегда мог это сделать под предлогом мелких закупок в городе или переговоров с потенциальными поставщиками оборудования, тканей, ниток, иголок... да мало ли чего - хоть пуговиц, лишь бы только повидать марию!
те несколько дней, в течение которых мария не видела тони, показались ей вечностью.
почему он не приходит? почему не даёт о себе знать? ведь даже если он решил отказаться от своей любви навсегда и сделал выбор в пользу жены, то всё равно должен был бы как-то объясниться с марией. нельзя же бросить её вот так, без всяких объяснений! тони не может быть настолько жестоким!
мысль о том, что тони бросил её, приходила марии на ум чаще других, доставляя ей невыносимые мучения. но мария гнала её от себя, хоть и понимала, что такой вариант вполне возможен. однако она понимала и другое: это ещё не конец, такая любовь, как у них, не может кончиться в одночасье, от неё не убежишь, даже если тони и пытается сейчас спастись бегством. из этого ничего не выйдет, их новые встречи и объяснения просто неизбежны!..
от самых горьких мыслей мария невольно переходила к более приятным, вселявшим в неё надежду на счастливое продолжение любви с тони. вспоминая две предыдущие встречи, она неизменно приходила к выводу, что и он по-прежнему любит её. как он смотрел на неё, как обнимал, целовал её!.. это, бесспорно, любовь!
но почему же он исчез, пропал, оставив её в мучительном неведении? ведь обещал же приходить к ней каждый день! обещал найти такое место, где можно было бы встречаться наедине, без оглядки на сеньора дженаро и дону мариузу... может, не нашёл, и потому не рискует показаться марии на глаза? глупый какой! разве мария не поняла бы его? ведь снять квартиру или номер в отеле, даже дешёвом, не так просто, для этого нужны деньги, которых у тони, вероятно, нет. зато у неё теперь есть деньги, а тони этого, даже и не знает. или... знает? может, сеньор дженаро виделся с ним где-нибудь вне пансиона и всё рассказал ему? и уговорил тони не связываться с марией, не разрушать того, что уже как-то сложилось?..
она прямо спросила об этом дженаро, но не получила от него конкретного ответа.
- мой сын думает, как ему быть, и это, я считаю, правильно, - ответил дженаро. - не надо мешать ему. такое важное решение он должен принять сам.
- какое решение? о чём вы говорите? вам что-то известно? тони собирается отказаться от меня и от сына?
- он не знает, что мартинью - его сын, - напомнил марии дженаро.
- и это вы тоже считаете правильным? - укорила его мария.
дженаро было нечего ответить и на этот вопрос, поэтому она оставила его в покое. но изабеле сказала, что обязательно откроет тони всю правду, как только увидит его. изабела горячо поддержала её:
- это надо было сделать сразу, ещё при первой встрече. возможно, тогда бы всё решилось по-другому, и ты бы сейчас не страдала.
- я в этом не уверена, - обречённым тоном сказала мария. - похоже, он всё-таки любит свою жену. иначе бы уже соскучился по мне и пришёл бы.
- не огорчайся. когда-нибудь он всё равно здесь появится, и ты познакомишь его с мартинью.
предсказание изабелы сбылось гораздо раньше, чем можно было предположить, поскольку тони пришёл в пансион не вечером, как делал это прежде, а днём. изабела даже растерялась, открыв ему дверь:
- а сеньор дженаро только недавно прилёг... после ночной работы...
- ну и пусть спит, я не буду его беспокоить, - ответил тони. - мне, собственно, нужна мария. она сейчас здесь?
- да, здесь! - спохватилась изабела. - я мигом ей доложу!
когда она сказала марии, что пришёл тони, та заявила не раздумывая:
- вот сейчас он и встретится со своим сыном! зови его сюда!
едва войдя в комнату, тони бросился к марии, страстно обнял её, поцеловал в губы.
- как я соскучился по тебе! - прошептал, всё больше распаляясь от страсти.
- я тоже, любовь моя... - так же, с жаром, прошептала мария.
мартинью был здесь же и, обидевшись на то, что его оставили без внимания, требовательно дергал марию за подол юбки:
- мама! мама!..
тони взглянул на него как на досадную помеху и попросил марию:
- оставь малыша с кем-нибудь, нам нужно побыть вдвоём...
- да, сейчас, - охотно отозвалась мария. - попрошу изабелу, надеюсь, она не откажет мне. а ты, сынок, пока побудь с папой! - она ожидала от тони бурной реакции, естественных вопросов - почему его назвали папой, - но ничего подобного не последовало. тони думал в тот момент совсем о другом и, похоже, даже не услышал её. поняв это, мария выразилась более чётко и определённо: - это твой родной папа, сынок. обними его!
и малыш, до недавнего времени называвший папой совсем другого человека, не воспротивился, не отпрянул от «чужого дяди», а, к величайшему изумлению марии, испытующе посмотрел на тони, словно хотел сам обнаружить какое-то веское подтверждение их родства, и - своим детским чутьём признал в нём родного отца! уверенно шагнул к тони, обхватил его обеими ручонками за ноги, пролепетал нежно, будто пропел:
- па-а-па!
тони замер от неожиданности. но уже через несколько секунд спросил глухо, еле слышно:
- что это значит?
- это твой сын, тони! - ответила мария. - он родился в твоём доме в чивите, и первый раз его искупала дона роза. обними его, прижми к себе, почувствуй в нём свою кровиночку!
тони как под гипнозом послушно взял на руки малыша, а тот, без всяких указаний со стороны матери, сам крепко прижался к груди отца и неловко чмокнул его в подбородок.
сражённый таким проявлением чувств, тони тоже, наконец, отреагировал эмоционально: в его глазах проступили слёзы.
- неужели это... мой сын? - вымолвил он, изумлённо вглядываясь в прильнувшего к нему ребёнка. - но почему же мне никто о нём не написал? почему я не узнал о нём раньше?
мария рассказала ему, как всё было, заметив с горечью:
- вот почему я вышла замуж за мартино, а не убежала вслед за тобой в бразилию. что я могла сделать одна, беременная! от тебя не было никаких вестей... и всё же я пришла рожать к вам, хотя меня приняла только дона розинела, а твой отец тогда не признавал внука. он и теперь не хотел, чтобы я рассказала тебе правду.
тони слушал её со смешанным чувством радости и страха. это был страх перед будущим. до сих пор тони приходилось думать лишь о том, как разобраться с двумя женщинами, чтобы не обидеть ни ту, ни другую, а тут ещё и ребёнок свалился на его несчастную голову! как же теперь быть? что делать?
- я знаю только одно: мой сын должен быть со мной, - изрёк он, наконец, не представляя, впрочем, как это осуществить в реальности.
- значит, и я должна быть с тобой, - продолжила за него мария, но не увидела ожидаемого отклика в его глазах и добавила упавшим голосом: - пойми, я не тороплю тебя и ни на чём не настаиваю. ты сам должен решить, с кем тебе жить.
- да-да, - рассеянно произнёс тони. - с кем жить... как я скажу об этом камилии? она ведь ни в чём не виновата...
- разумеется, - согласилась мария. - но и я не виновата в том, что нас с тобой разлучили, и тем более не виноват наш сынишка.
- да, никто не виноват, - вздохнул тони. - всё так запуталось... я люблю тебя, я счастлив, что у меня есть такой замечательный сын, но... камилия пока не должна об этом знать! мне нужно время, чтобы найти верное решение.
мария испугалась, что он опять исчезнет на неделю, а то и на более длительный срок, и взмолилась:
- ты думай, решай, как лучше поступить, но только не скрывайся от меня в это время, потому что я не могу жить без тебя!
- я тоже не могу жить без тебя! - эхом повторил тони и принялся страстно целовать её.
они опять вернулись к тому, с чего началась их встреча, и мария теперь уже сама сказала тони:
- подожди здесь, я отведу мартинью к изабеле.
тони поцеловал мальчика в щёку, а тот, прежде чем уйти с матерью, спросил:
- папа, ты завтра к нам придёшь?
- приду, обязательно приду! - ответил тони.
потом, когда они с марией, наконец, остались вдвоём и, выплеснув долго копившуюся страсть, стали нежно ласкать друг друга, мария вновь попросила:
- найди место, где мы могли бы встречаться в удобное для тебя время!
- я постараюсь, - пообещал он, как в прошлый раз.
мария, наученная горьким опытом, не приняла его обещание на веру и предложила тони деньги. а он от них сразу же отказался - из гордости. тогда мария, щадя его самолюбие, предложила другой вариант:
- ну давай я сама сниму квартиру, куда мы оба будем приходить на свидания. пойми, у меня сейчас много денег, я могу себе это позволить.
тони решительно отверг и этот вариант, но зато твёрдо пообещал, что будет приходить каждый день в пансион, пока не найдёт другого, более подходящего, места для их интимных свиданий.