Обожаю эту статью про Элен Мануэла Карлоса (прошу прощения, если уже выкладывали), все четко по полочкам и с юмором:
Раз Элена, два Элена…
Первый канал показывает сейчас третий сериал по сюжету Мануэла Карлоса - "Женщины в любви". До этого мы видели "Во имя любви" и "Семейные узы". РТР показало "Историю любви". АСТ Прометей показал "Счастье" с Майте Проенса в роли Элены. Накопилось достаточно материала для обобщения.
Мануэл Карлос декларирует сериалы "за жизнь". Нет нудной неторопливости "исторических" сериалов Барбозы, нет детективной интриги. Зато есть обязательная Элена! С нее и начнем.
Элена - дама за 40, состоявшаяся профессионально и материально, за вычетом "Истории любви", там бывший муж денег подбрасывал. Растит дочь, ради которой "пасть порвет", и иногда сына, к которому совершенно индифферентна. Дама, как говорится, с прошлым, ей есть что вспомнить. И она достаточно многословно и часто вспоминает, зрителям на беду, подружкам на радость. Бурное прошлое оставило ей скелет в шкафу, но она не виновата, виноват весь остальной мир.
Но это все - не главное. Главными в нашей собирательной Элене являются: а) абсолютная позитивность героини, б) улыбка, в) стремление наконец-то пожить для себя.
Начнем с конца. Нам дают понять, что наша Элена, как мать Тереза, всю себя отдавала другим. Как, кому и когда, нам знать не дано, надо верить, ибо нам много и подробно расскажут только об амурных отдачах и детях, где результат, по большей части, столь сомнителен, что, возможно, лучше стоило пожить для себя, вместо того, чтобы вырастить такую потребительницу-хамку, как Джойс, или инфантильных Фреда и Эдуарду. Последняя из наблюдаемых нами Элен всю себя готова отдать дочери, которой у нее нет, и чихает с высокой башни на сына, который у нее есть. Посему, зрителю предлагается принять как данность необходимость для Элен наконец-то пожить для себя, тем более, что 80% персонажей - за это.
Эти же 80% персонажей исполняют роль Хора из древнегреческих пьес и славословят Элену на все лады - это мы уже в пункте а. Элена - лучшая в мире соседка, с чем нельзя не согласиться. Она всегда живет с соседями одной семьей, на все для них готова, вплоть до воссоединения собственного сына и дамы с камелиями. Еще она горит на работе: посиделки с коллегами, бесконечные уходы и переносы встреч и мероприятий, застолья, треп и т.п. При этом у нее масса клиентуры и прекрасная репутация, коллеги обожают, клиенты/ученики молятся, прислуга во все сует свой нос, тает от любви к хозяйке и готовит сытные пироги, даром что наша Элена всегда на диете…
Ну, сами понимаете, раз полный позитив, то Элена - не только умница, но и красавица, умеет одеться и причесаться - ух, какие жуткие высокие прически соорудили для Торлони и Дуарте в сценах банкетов, как у Зыкиной на слете передовиков производства. Пресловутые 80% нам это без конца повторяют и даже остальные 20%, скрипя зубами, вынуждены это признать.
А самое замечательное у Элены - это улыбка. Нечто вроде "улыбки глаз" Александра I. С исполнительницами роли Элены тут связи нет, перестала Вера Фишер быть Эленой - и тут же ее улыбка стала совсем другой. Вроде и не нужно, и не к месту, а наша Элена улыбается. Сказать бы чего по делу, а она молчит и улыбается. Беда у кого какая, всплакнуть бы, а она улыбается. Первенство по этой "улыбке глаз" долго было за Режиной Дуарте, но Кристиане Торлони ее превзошла, ее улыбка - это уже просто клинический случай: разговаривает, к примеру, с матерью ученицы о лесбийских наклонностях последней и все время улыбается. Так и лезет в голову фраза "за одну улыбку пристрелить надо".
Поскольку наша Элена такая вся красавица-комсомолка-спортсменка, то и мужчина ей предназначен самый лучший: преуспевающий, обаятельный, притягательный и свободный. Нет, какие-то дамочки там крутятся, даже законная жена однажды затесалась, но они не знакомы ни с одним из сценариев Мануэла Карлоса и не понимают, что трепыхаются зря. Приз достанется Элене, Фагундес/Рамос/Майер ждали встречи только с ней. Элена может врать им, с ней может быть не о чем два слова сказать, она может срывать свидания с собой и деловые встречи мужчин с партнерами - наши герои отчетливо понимают установку "Элена - женщина всей моей жизни", им не отвертеться и, загипнотизированные навсегда приклеенной улыбкой Джоконды, они падают к ее ногам со всеми своими клиниками, архитектурными проектами и прочим бизнесом.
Прошу принять во внимание: дамочки, тщетно пытающиеся охмурить Главный Приз, к чести сценариста, почти никогда не являются главными редисками. Конкурентка-на-любовном-фронте или несколько последовательно-параллельных Конкуренток-на-любовном-фронте также безобидны, как параллельное соединение резисторов: напряжение приложено к одной и той же точке и остается постоянным. Они, в сущности - неплохие тетки, многие искренне любят Главный Приз, красивые, устроенные, неглупые… Но у них нет трех вышеперечисленных пунктов, они - не Элены, поэтому, даже если они готовы жить не для себя, а для Главного Приза, он, этот самый Главный Приз, предпочтет Элену и даст ей возможность жить для себя, даже если его будут обхаживать красотки вроде Каролины Ферраз или умницы вроде Кассии Кисс.
А вот Классовый Враг - это уже серьезно. Ну, понятное дело, это - не Враг, а Врагиня. В половине случаев это Сюзанна Виейра, что само по себе не может не радовать. Мариэта Северо и Лилия Кабрал - тоже замечательно, особенно первая. Так что, прежде всего, скажем спасибо Мануэлу Карлосу за возможность видеть превосходную игру Врагинь. У Врагинь масса минусов: а) нет пунктов а, б и в, которые есть у Элены; б) они не пленяются Эленой с первого и даже со второго взгляда и не признают за ней пунктов а, б и в. Они смеют находить в Элене недостатки и говорить об этом вслух! в) они, в той или иной форме, посягают на Главный Приз; г) они богаче Элены, бессовестные! д) они не горят на работе, прислуга их слушается, а не обожает, и не сует нос во все дела в доме; е) они не сидят на диете; ж) у них нет дочерей, а если есть, то отношения оставляют желать лучшего; з) возможен сын - плейбой; и) зачастую бурное прошлое оставило им скелет в шкафу, но они в этом сами виноваты.
Поскольку список недостатков Врагини много длиннее краткого, но емкого списка достоинств Элены, то на протяжении всего сериала за Врагиней следишь с неослабевающим интересом. В "Женщинах в любви" Врагиня трансформировалась в антипод, безнравственно заводящий себе молодого симпатичного дружка, в то время как Элена высоконравственно вздыхает о несостоявшемся адюльтере с незнакомым соседом по отелю.
Родителей у Элены никогда нет. Был, правда, один завалящий папаша, но его быстро умертвили. Любовь к родителям - это не ее область. Зато у Элены помимо дочери всегда есть Мужчина-из-прошлого и Наперсница. Мужчина-из-прошлого всегда тусуется вокруг Элены больше, чем дома, она его понимает лучше всех, он бы рад пасть к ее ногам вместе с Главным Призом, но приходится оставаться при своем, ибо он - давнопрошедшее. Максимум - можно вылечиться от запоев или сексуальной озабоченности. Излишне напоминать, что все окружение Мужчины-из-прошлого, включая породистых скакунов, обожает Элену.
С Наперсницей еще проще. Она - просто солистка Хора. Если все славят Элену forte, то Наперсница делает это fortissimo. Кроме того, она слушает скучнейшие излияния Элены, поддакивает и дает советы из массы слов без единой конструктивной мысли.
Как и во всех сериалах "Глобо", у Мануэла Карлоса есть обязательная Социальная Тема. К чести последнего, следует указать, что, похоже, он бы с радостью отказался от этой обязаловки, да условия контракта не позволяют. Поэтому, за вычетом "Семейных уз", все эти социальные проблемы тусуются на периферии сюжета и имеют сексуально-медицинский характер: реабилитация обездвиженных, однополая любовь… Честь и хвала ему за это! Жаль, что в "Семейных узах" что-то заставило его выпятить эти раковые клетки и Магдалину-Капиту. Хочется верить, что в первый и в последний раз.
Есть общепринятые вещи, которыми априори должно умиляться: старики, младенцы и прочие дети, красивые породистые животные. Все это в сериалах Мануэла Карлоса присутствует в настолько завышенных дозах, что очень быстро умиление переходит в зевоту, а то - и в нечто похуже…
Поскольку красивые пейзажи должны радовать глаз, то автор и тут "пересаливает": видовые заставки затянуты и размыты. Но цель достигнута: накручено много серий.
К обязательным атрибутам следует также отнести и наличие, в качестве ключевых фигур сериала, доктора, священника и гробовщика, то есть массы медработников плюс - пара-тройка больных, ряд беременных и детский врач - доктор Жайме, который иногда присутствует лишь виртуально, но также обязателен, как и улыбка Элены. Врачу - участнику сюжета сериала лучше носить имя Сезар.
Кто-то из больных обязательно должен преставиться, поэтому остальные две фигуры также неизбежны. Все приходят на панихиду в черных одеяниях и черных очках, даже если смерть внезапна. Похоже, в Бразилии принято держать в платяном шкафу пару-тройку погребальных прикидов. Священника всегда зовут падре Эладио и он похож на доктора Жайме тем, что иногда виртуален. Падре Педро из "Женщин в любви", вроде, новое явление.
Разобрав ключевые фигуры, перейдем к более мелкой, зачастую обязательной у Мануэла Карлоса публике.
1. Плейбой. Родственник Врагини-Антипода. Когда за его обращение берется Дочь Элены, то он мгновенно становится пай-мальчиком. В "Женщинах в любви" он женат на другой, иди знай, чем дело кончится… Посягающая на сердце Плейбоя соперница - всегда весьма притягательная особа с лицом Вивиан Пазмантер, Камилы Питанги. Спасибо и на том.
2. Сестры Элены. Один раз даже брат у нее был. Основная черта - безоговорочно признают пункты а, б и в из раздела "Элена". Иногда интересны, вспомним Ирис.
3. Сестра Плейбоя. Пока Амеба Мануэловна не подросла для съемок в папиных сериалах, мы любовались парой Милена-Нанду. Теперь мы обречены созерцать никакую дочурку сценариста.
4. Прислуга. Как указано выше, бесподобно наглая прислуга у Элены. У остальных поприличнее, но нереально много тусуется в комнатах хозяев. У Врагини-Антипода - вышколенная и лишних движений не делает, сразу видно - не душевные они, эти Врагини.
5. Дети. Младенцы обязательны. Их долго, нудно и подробно рожают, так, что любого затошнит от этих съемок. Есть еще и обязательные дети младшего школьного возраста, которые: а) невоспитанны и несдержанны так же, как прислуга Элены; б) рассуждают, как болтливые старички, много, нудно и часто. Все умиляются; в) обожают Элену, а она их брезгливо ласкает.
6. Старуха. Иногда - благородная, иногда - комическая. Часто - мама Главного Приза, тогда, конечно, благородная.
7. Строптивый сынок по имени Родригу.
Есть ряд актеров, и очень неплохих, которые кочуют из сериала в сериал, и, под разными именами, изображают один и тот же психотип. Например, бодрячок-резонер - Умберту Маньяни, аристокраствующе-заблуждающаяся дама - Марли Буэно, нечистая на руку эгоистка - Режиане Алвес, светлый образ - Каролина Дикманн, небогатая хлопотунья - Режина Брага.
Вот, собственно и все. Вам решать, смотреть сериалы Мануэла Карлоса или нет. Если же решите смотреть, то ниже привожу несколько советов.
Главный из них - записывайте серии на видео. Тогда вы легко избавите себя от созерцания неаппетитных затяжных родов, бесконечных размытых заставок, социально-обязательных проблем и заодно от рекламы. По желанию можно промотать также детей, стариков, породистых животных, славословия Элены Наперсницей, прислугой, благородной старухой, сестрами и соседями. Настоятельно рекомендуется проматывать Улыбку Элены, а поскольку она улыбается практически постоянно, то не будет большой беды, если промотать все сцены с ней.
Если по какой-либо причине видео нежелательно, то следует запастись легким чтением и браться за него всякой раз, когда на экране появляются родовые муки или Улыбка Элены. Периодика вполне подойдет, это вам не "Клон", для просмотра которого надо иметь под рукой несколько томиков Р.Асприна, и не творения Барбозы, при просмотре которых лучше иметь в запасе собрание сочинений Донцовой вкупе с Марининой. То есть, половину сериала, созданного Мануэлом Карлосом, вполне можно смотреть, а это, согласитесь, не такой уж плохой результат.
Канули в Лету времена, когда российское телевидение закупало нормальные сериалы и нас держали у экрана "Воздушные замки" или "Новая жертва". В настоящем, когда нас потчуют международными версиями шедевров Барбозы или социально-актуального "Клона", на безрыбье вполне приемлемо выглядит сага об очередной Элене. Ведь помимо этой героини, есть Врагини, Плейбои, Конкурентки-в-любви, персонажи второго плана, да иногда и Прошлое или даже Главный Приз вполне привлекательны.
Приятного просмотра!
Troll, август 2004 г.